СтатьяФотографии

Остров Пасхи

Нажмите
или прокрутите вниз,
чтобы начать путешествие

Спустя 300 лет после контакта с западным миром, остров Пасхи или Рапа Нуи до сих пор представляется местом необъяснимых тайн. Этому есть две важных причины: разрыв устной традиции и передачи знаний от одного поколения к другому - процесс, который начался в обществе Рапа Нуи в 19-ом столетии; и существование многих альтернативных теорий, научных и ненаучных, которые пытаются объяснить потерянные знания островитян.

Общая информация
Остров Пасхи - крохотный клочок суши - один из самых уединенных уголков нашей планеты, все, что связано с этим местом, окутано тайной. Он находится в Тихом океане и удален от ближайшего обитаемого острова Питкэрн на 1819 км., а от континентального побережья Чили - на 3703 км. Остров имеет форму прямоугольного треугольника площадью 163,6 кв. км. По всем трем углам размещены вулканы - Рано Као (324 м.), Пуа Катики (377 м.) и Теревака (539 м. - высшая точка острова). Да и сам остров вулканического происхождения, а почва появилась благодаря эрозии склонов вулкана. Коренные жители называют свой остров Рапа Нуи. А известное всему миру название он получил потому, что был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 года голландцем Якобом Роггевеном. Административно остров Пасхи входит в состав чилийской области Вальпараисо, возглавляется губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом Чили. Столица острова и его единственный город - Ханга Роа. Всего на острове проживает менее 4 тыс. человек. Основной источник пресной воды - озера, образовавшиеся в кратерах трех потухших вулканов. На Рапа Нуи отсутствуют реки, а дождевая вода легко просачивается через почву, в результате образуя подземные воды, текущие в сторону океана. Так как воды на острове не так много, то местные жители в прошлом повсеместно сооружали колодцы и маленькие водохранилища. Климат острова Пасхи субтропический. Средняя годовая температура - 21,8 °C, самый холодный месяц - август (19,2 °C), самый теплый - январь – (24,6 °C).

Несмотря на близость к тропикам, температуры сравнительно умеренны. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта. Флора острова очень бедная, специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки и Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа Нуи, истреблены. До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур - символ благополучия у древних рапануйцев. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа Нуи, вымерли. Туризм (около 40000 чел. в год) - основной источник доходов населения. Единственное регулярное авиасообщение с островом Пасхи осуществляется чилийской авиакомпанией LAN. Аэропорт Матавери, расположенный в 10 минутах от центра, был построен в 1962 г. специалистами американского NASA: в Тихом океане срочно потребовалась база слежения за космическими запусками и надежная полоса для спасения астронавтов при экстренных посадках. На Рапа Нуи имеется всего одна пристань для небольших кораблей. Нет регулярного судоходного сообщения с другими уголками планеты. На острове действуют несколько отелей, в том числе четырёх - и трёхзвёздочного уровня. Цены на Рапа Нуи очень высокие, связано это с тем, что большинство продукции импортируется. До достопримечательностей острова можно добраться на такси, арендованных машинах, велосипедах, лошадях или пешком.

Начиная с 1975 года, на острове ежегодно в конце января - начале февраля проводится фестиваль “Тапати” (Tapati Rapa Nui), сопровождающийся танцами, песнопениями и различными традиционными соревнованиями рапануйцев. В 1995 г. о. Пасхи стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Все прибывающие на о. Пасхи иностранные туристы должны заплатить 60$ за вход в Национальный парк, оплату можно произвести на территории Оронго (
Orongo) или Рано Рараку (Rano Raraku).

История, мифология, письменность, эра таинственных моаи
Во все времена историки и археологи пытались решить одну и ту же головоломку: откуда на острове появились первые поселенцы, как они добрались до этого далекого места, что побудило их к сооружению таких внушительных истуканов, и каким образом островитяне транспортировали, казалось бы, неподъемные статуи из каменоломни на побережье.

Существует несколько гипотез появления первых жителей на острове, но самых правдоподобных - две. Автор первой - известный путешественник Тур Хейердал, считавший, что остров колонизировали переселенцы из Древнего Перу. В доказательство своей теории он даже совершил, подобно древним инкам, путешествие на плоту протяженностью 4349 миль за 101 день. Кроме этого, Хейердал предоставлял и другие доказательства того, что в 800 г. н. э. остров Пасхи был освоен выходцами из Перу. Но почти все археологические данные говорят о том, что заселение острова началось значительно раньше, в 300 - 400 годах н. э. переселенцами из Восточной Полинезии, предположительно с острова Мангарева. По легендам, первые поселенцы прибыли на остров большими семьями на двух огромных пирогах, вмещавших достаточное количество провизии и даже домашних животных. До появления европейцев на острове проживали два различных народа - “длинноухие”, которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи, и “короткоухие”, занимавшие подчинённое положение. Островитяне ловили рыбу, обрабатывали земли, засеянные сладким картофелем и кукурузой, разводили сады и выращивали бананы. Для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур, а также для строительства жилищ, кораблестроения и транспортировки моаи, поселенцы безжалостно вырубали лес, который покрывал остров густым покровом. В результате подобных действий, продолжавшихся в течение столетий, лес был изведен полностью, в настоящее время Рапа Нуи - это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. На Рапа Нуи существовало десять племен, или мата, члены которых считали себя потомками эпонимических предков, которые, в свою очередь были потомками первого короля острова Хоту Мату’а. Согласно рапануйской легенде, после смерти Хоту Мату’а остров был поделён между его сыновьями, которые дали названия всем рапануйским племенам. Помимо этого, племена были разделены на два враждующих союза. Племена запада и северо-запада острова обычно назывались люди Ту’у - это название вулканического пика недалеко от Ханга Роа. Их также называли мата нуи. Племена восточной части острова в исторических легендах называются “люди Хоту ити”. Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых воинов. Самих людоедов на острове называли “каи тангата” (kai tangata). Примечательны и дошедшие до наших дней мифы и предания о рапануйской мифологии и фольклоре. Так, примерно в 1680 году воины острова Пасхи, учредили новый культ бога Маке маке, который сотворил человека, вследствие чего появился культ птицечеловека, или тангата ману (tangata manu). Недалеко от вулкана Рано Као существовала церемониальная деревня Оронго, построенная для поклонения богу Маке маке, являвшемуся также богом плодородия. Это поселение стало местом культа. Ежегодно между представителями всех кланов Рапа Нуи проводились соревнования, в котором участники должны были доплыть до островка Моту Нуи, и найти первыми яйцо, отложенное черной крачкой, или манутара (manutara). Причём участники подвергались большой опасности, так как воды кишели акулами. Победивший пловец становился “птицечеловеком года” и наделялся сроком на год правом контроля над раздачей ресурсов, предназначенных для его клана. Эта традиция продолжала существовать вплоть до 1867 года. Одной из достопримечательностей деревушки Оронго являются многочисленные петроглифы с изображениями “птицечеловека” и бога Маке маке (их около 480). Остров Пасхи - единственный остров в Тихом океане, на котором была разработана собственная система письменности - ронго-ронго. Запись текстов осуществлялась пиктограммами, способ письма - бустрофедон: направление строки чередуется в зависимости от ее чётности. Пиктограммы имеют размер в один сантиметр и представлены различными графическими символами, изображениями людей, частей тела, животных, астрономических символов, домов, лодок и так далее. Письменность ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этой проблемой занимались многие лингвисты, в настоящее время существует версия, что все 25 табличек с письменами ронго-ронго появились на свет уже после знакомства туземцев с европейской письменностью во время высадки на острове испанцев в 1770 году.

Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи - моаи, с которых и началась слава острова. Моаи - монолитные каменные статуи из спрессованного вулканического пепла. Всего на острове Пасхи около 900 моаи. Все моаи, кроме семи статуй, “смотрят” вглубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье. Каменные статуи помещали в честь умерших родственников на специальную платформу аху, которая служила захоронением для каждого клана. Им поклонялись, медитируя сидя на корточках у разведенного огня напротив платформы с опущенной вниз головой и ритмично поднимая и опуская сложенные ладони. Статуи вырезали в каменоломне потухшего вулкана Рано Рараку. Каменные резчики были весьма изобретательны, максимально используя все секции скалы. Если в скале обнаруживался какой-то дефект, заготовку статуи бросали и переходили в другое место. Трещины в вулканических стенах, а также изменение цвета резчики обыгрывали, придавая каждой фигуре неповторимые черты. Мастера острова Пасхи были истинными художникам! Существовала даже некая "гильдия резчиков", где каждый мастер имел свой ранг - ведь любая ошибка могла полностью испортить работу. Некоторым изваяниям на головы водружали пукао - шапки из красных пород вулкана Пуна Пао, изображающие типичную прическу островитян. Пукао (в буквальном переводе – "пучок волос") - огромные каменные цилиндры высотой до 2 метров и диаметром до 2,7 метра. Они "надевались" на уже законченные статуи. Но почему их не высекали сразу вместе со статуей? Как это осуществлялось технически? И главное. Какой смысл закладывался в это современниками моаи? Вопросы, остающиеся пока без ответа. Последним штрихом оформления статуй были глаза из кораллов или вулканического стекла, которые символизировали воплощение покойного в созданном памятнике. Еще одна загадка острова - как местные жители, не имея в своем арсенале никаких механических приспособлений, могли поднимать такие тяжелые изваяния высотой в шесть - семь метров и устанавливать их на постаменты на достаточно далеком расстоянии от каменоломни. Местные жители, отвечая на этот вопрос, набрасывая покров таинственности на действия своих предков, часто ссылаются на легенду, согласно которой моаи, после своего изготовления, оживали силой заклинания мана и самостоятельно передвигались по острову Пасхи к месту своей постоянной "дислокации". По предположениям археологов, моаи перекатывали, привязывая к ним стволы деревьев, что позволяло не повредить внешнюю форму и черт лица. По другой версии их перекантовывали таким образом, что создавалось впечатление, будто статуи сами идут к своим платформам. Кстати, соружение специальных платформ (аху), которые создавались на берегу океана, требовало столько же трудов, как и ваяние самой статуи. Именно здесь можно оценить профессионализм каменной кладки жителей острова Пасхи. Это был настоящий технический подвиг. В то же время платформы выглядели очень изящно и элегантно. Очень скоро аху с установленными на них моаи появились в каждом уголке острова. В течение многих десятилетий островитяне соперничали между собой по поводу сооружения самого большого и самого лучшего моаи. Таким образом, платформы аху, каждая из которых принадлежала различному клану, сформировали сплошную линию по всему побережью острова. К концу XVIII века, т.е. к моменту документально зафиксированных данных об острове Пасхи, многие моаи были сброшены со своих постаментов и разбиты. Некоторые объясняют это тем, что полинезийское общество имело строгую иерархию и было поделено на несколько кланов. Статуи вождей принадлежали различным кланам, и, когда между рапануйцами разных слоев общества разразилась война, моаи начали целенаправленно уничтожаться. Именно поэтому ко времени прибытия на остров Джеймса Кука многие изваяния оказались поваленными, а производство статуй прекратилось. И по сей день можно увидеть на южном склоне и в кратере вулкана Рано Рараку брошенные недостроенные гигантские фигуры, наполовину врытые в землю или поваленные. Самая большая статуя, длиной более 21 метра, даже до конца не была вырезана из скалы. Большинство ученых согласно с подобной версией заката эры таинственных создателей гигантских каменных статуй.

Как бы то ни было, остров Пасхи вызывает больше вопросов, чем ответов. В прежние времена островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Непостижимые, как время, они погружены в молчание, взор их устремлен в небо. Таинственные символы ушедшей цивилизации и по сегодняшний день излучают мощную энергетику и духовную силу. И даже потомки создателей знаменитых каменных истуканов не могут полностью проникнуть в тайны острова, который несмотря, а может быть и благодаря своей таинственности продолжает поражать воображение любого, кто когда-либо его посещал.

Тур по острову Пасхи можно приобрести здесь.